Январь - начало сезона новогодних и рождественских распродаж. В магазинах скидки. Пришло время праздников, время делать подарки друзьям и близким, конечно, не забывая о нас самих. Мы хватаем деньги и несемся в магазин.
Но стоп! Прежде чем накупить кучу всякой всячины, лучше все-таки узнать кое-что о своих правах покупателей, чтобы радость распродажи не сменилась горечью разочарований. Прежде всего, помните: вы можете купить абсолютно все, что выставлено в магазине. А выставлено в магазинах бывает не только то, что стоит на полках и висит на вешалках, но и то, что находится в витрине (за исключением манекенов, конечно).
Если вдруг вам захотелось приобрести что-нибудь именно с витрины, а продавцу в этот день лень потрудиться и достать для вас желаемый предмет, - проявите настойчивость. Позовите менеджера и объясните всем, что прежде чем отправиться в магазин за покупками, вы проконсультировались у своего адвоката и теперь знаете, что если в витрине нет таблички с предупреждением о том, что все содержимое является оформлением витрины и не продается, значит это можно купить. Пусть лучше продавец поищет новый костюмчик для манекена.
Вы имеете право знать все (в пределах разумного) о том, что собираетесь приобрести: из каких материалов сделана вещь, как правильно ее использовать и ухаживать за ней. К примеру, вас должны проинформировать о том, что норковую шубу лучше не стирать в машинке, а отнести в химчистку. На ярлычке непременно должно находиться обозначение стандарта качества.
Продавец обязан ответить на все ваши вопросы относительно того, где и кем произведена та или иная вещь. Не бойтесь замучить продавца расспросами: это его работа. Не забудьте поинтересоваться и о гарантийном сроке службы приобретаемой вещи.
Кстати, о гарантийном сроке службы. Кто его устанавливает и кому предъявлять претензии, если, к примеру, новая соковыжималка сломалась на пятой морковке, а красный джемпер приобрел нежный розовый оттенок после первой же стирки? Срок гарантии устанавливает изготовитель. Он и несет ответственность за качество своего товара в течение всего срока службы. Если, завлекая вас на распродажу, магазин установил более длительный срок - смело идите к нему со всеми своими претензиями. Если на товар срок службы вообще никем не установлен, вы имеете право предъявить свои требования, связанные с недостатками купленной вещи, в разумный срок, но только в пределах двух лет. Что же можно требовать от магазина или фирмы-изготовителя, если, к примеру, не прошло и месяца, как у сапог отвалился каблук? Выбирайте: потребовать бесплатно прибить оторванный каблук обратно, ходить с оторванным каблуком, но потребовать уменьшить цену сапог, заменить вашу покупку на другую такую же, сменить разочаровавшую вас модель на другую или вернуть свои деньги и пойти с ними в другой магазин. Кроме того, вам обязаны компенсировать все убытки, связанные с тем, что проданный товар оказался некачественным, например, оплатить стоимость транспортировки сломанной стиральной машинки обратно в магазин и повторную транспортировку и установку новой машинки.
Если вы хотите вернуть в магазин некачественную вещь и вдруг обнаруживаете, что потеряли чек, не волнуйтесь: магазин (или изготовитель товара) обязаны удовлетворить ваши претензии и без него. Однако лучше захватить с собой на "разборку" подругу или кого-то еще, то бы мог подтвердить, что эту вещь вы купили в данном магазине в конкретный день.
Случается, что продавец сомневается в том, не разорвали ли вы ему назло ботинки по швам, и настаивает на проведении экспертизы. Экспертиза призвана установить, является ли вещь действительно бракованной или она испортилась в результате вашей нещадной эксплуатации. Не хочется обижать предприятия торговли, но часто экспертиза во всех грехах горе-приобретения винит покупателя. Как с этим бороться? Вы имеете право обратиться в другую, возможно более независимую экспертизу. Если повторная экспертиза подтвердит ваши опасения относительно некачественности приобретенного товара, у вас есть все основания и необходимые доказательства для обращения в суд с иском к магазину или изготовителю купленной вещи о возмещении всех понесенных убытков.
Порой бывает и так, что вернувшись домой вы вдруг понимаете, что по каким-то причинам новая покупка вас разочаровала: брюки сидят совсем не так идеально, как настойчиво уверяла вас продавщица, из свитера, купленного мужу на его 30-й день рождения, он на самом деле вырос еще в восьмом классе или, наконец, вам просто разонравился фасон. Знайте: вы имеете полное право обменять покупку на другую или просто вернуть вещь в магазин. На обдумывание у вас ровно две недели. Это, конечно, совсем не значит, что Вы можете попользоваться кухонным комбайном для приготовления новогоднего и рождественского пиршества и по миновании надобности вернуть его обратно.
При возврате покупки в магазин должны быть сохранены товарный вид, пломбы, ярлыки, а также товарный или кассовый чек. Однако вернуть или обменять можно далеко не все вещи. Так не подлежат возврату парфюмерия и косметика, предметы личной гигиены: расчески, заколки, шиньоны и т.п.; ткани, белье, колготки, а также товары, которые предназначены для домашнего лечения: различные медицинские приборы (градусники, ингаляторы), предметы по уходу за детьми.
Одно из наиболее распространенных заблуждений, до сих пор поддерживаемых некоторыми магазинами, состоит в том, что товар, купленный со скидкой, возврату и обмену не подлежит. Это неправда. Магазин не вправе отказать вам в просьбе вернуть обратно неподходящую кофточку или брюки, равно как и не удовлетворить ваши претензии относительно качества покупки, даже если сто раз "предупредит" вас об этом.
Купленный на распродаже товар ничем с точки зрения закона не отличается от любого другого. Иное дело - бракованные вещи, на которые скидка установлена именно в связи с имеющимися недостатками. Эти вещи также можно вернуть в течение 14 дней в магазин, если вы передумали. Однако предъявлять претензии к качеству товара, требовать еще большего уменьшения цены в связи с недостатками, о которых были предупреждены, вы не правомочны. Конечно, если вы приобрели автомобиль с подевавшейся куда-то кнопкой обогрева сидения, а через неделю у него "застучал" мотор, вы можете предъявить претензию магазину и вернуть свои деньги либо бесплатно отремонтировать автомобиль. Но вот новую кнопку вам приделывать никто не обязан.
Итак, помните, хороший магазин - не просто бутик, в котором выставлены самые последние новинки самых "крутых" фирм, но тот, в котором покупателя любят и уважают его права. Если вам не повезло и вы попали в конфликтную ситуацию, обращайтесь в суд за защитой своих прав. Это по-настоящему действенный механизм. Вы сможете не только отстоять свои права, компенсировать все убытки, но также возместить моральный ущерб, понесенный вами. Удачных вам покупок! |